Сайт
О туризме

Get Adobe Flash player

   

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player





Остров Сите - сердце Парижа


Остров Сите – старейшая часть Парижа, а так же сохранившиеся один из двух остров на реке Сена в самом центре города. Благодаря своему удачному расположения, а так же наличию исторических памятников архитектуры Франции, привлекает круглый год многочисленные толпы туристов. Остров Сите никогда не спит, здесь днем и ночью можно увидеть, как разгуливают отдыхающие в Париже.
Остров Сите – остров реки Сена, находится в самом центре Парижа. Считается его старейшей частью, где расположены одни из главных достопримечательностей Парижа. Бульвар на острове под названием Дю-Пале разделяет его почти на равные части, восточная часть принадлежит к четвертому округу, а западная к первому.
Остров Сите соединен с берегами, а так же с соседнем островом Сен-Луи девятью мостами: Новый мост – единственный, который пересекает остров, мост Сен-Луи – ведет на остров Сен-Луи, мост Архиепархии – ведет на левый берег, мост Двойного Денье – ведет на левый берег, Малый мост – ведет на левый берег, мост Сен-Мишель – ведет на левый берег, Аркольский мост – ведет на правый берег, мост Менял – ведет на правый берег и мост Нотр-Дам – ведет на правый берег. Так же на остров ходят метро.

История

Кто хочет прикоснуться к истокам Парижа, должен посетить остров Сите. Более 2000 лет назад на этом острове жили кельтские племена паризиев. Название французской столицы происходит именно от названия этого племени. В середине I в. до н. э. на острове Сите стоял галльский городок Лютеция. В 52 году до н. э. римляне захватили поселение, установив тем самым контроль над всем течением реки. Однако местный римский гарнизон так и не приобрел большого значения. Лишь в 486 году, когда город завоевал Хлодвиг I из династии Меровингов, король франков, Париж стал одной из столиц франкского государства. Следы древних жителей города можно увидеть в подземельях у собора Парижской Богоматери.

Достопримечательности

Прогулка по острову позволяет увидеть символы Парижа – три архитектурных ансамбля разных эпох: католический собор Парижской Богоматери, архитектурные памятники-музеи Консьержери, церковь Сан-Шапель.

Собор Парижской Богоматери

Силуэт собора Парижской Богоматери узнают люди во всем мире. Это второй, после собора Святого Петра в Риме, настолько необычный католический храм. Собор легко найти — огромное здание его возвышается над островом Сите. Нотр-Дам - это жемчужина французской средневековой архитектуры.
Практически все французские гиды, проводящие экскурсии по Парижу, зачастую говорят, что во время того, как они рассказывают историю Собора Парижской Богоматери и знакомят туристов с его архитектурой, внутренним убранством и бесценными сокровищами, их не покидает ощущение того, что они находятся в месте невероятной силы. В соборе, у которого почти в любое время суток можно увидеть огромные толпы людей, действительно все пропитано атмосферой мистицизма и таинственности.
Интересно и то, что чувство благоговения перед высшими силами испытывают у Нотр-Дама де Пари все без исключения люди, независимо от их вероисповедования. Еще во времена Советского Союза счастливчики, которым удавалось посетить капиталистическую страну, «утопающую в роскоши», в первую очередь стремились не к Эйфелевой башне, а к Собору Парижской Богоматери, с которым они были «знакомы» лишь по рассказам Виктора Гюго.
История собора
Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери. Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Однако свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», увы, скорее всего, безвозвратно утеряны. Этот факт, на первый взгляд, не имеет особого значения, но только лишь на первый взгляд… Дело все в том, что в те далекие времена, когда начиналось возведение Собора Парижской Богоматери, открывать строительство католического храма обязательно должен был священник. Да и огромное количество вопросов, связанных с храмом, были бы разрешены, если бы удалось доподлинно узнать, кто же заложил в собор тот самый «первый камень».
Как бы там ни было, уже через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь: произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено: оставалось лишь закончить отделочные работы и украсить внутренний интерьер.
Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если говорить сухим «статистическим языком», то строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен это было величественное сооружение, строительство которого было завершено, как сказали бы современные архитекторы, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора, который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.
Говоря об истории строительства Собора Парижской Богоматери, невозможно не упомянуть имена двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это, без преувеличения сказать, архитектурное чудо света. Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас ежедневно приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты и в историю вошли лишь два из них: Пьер из Монтрейля и Жан из Шелля.
Внешнее и внутреннее убранство собора
Как уже упоминалось выше, каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Парижской Богоматери - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков.
Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.
За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.
Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери, удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.
Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль, его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.
Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда.
Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.
В наши дни Собор Парижской Богоматери является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!
Вход в Собор Парижской Богоматери бесплатный, но вот его посещение с гидом разрешено только в определенные дни и время: среда и четверг в 2 часа дня, и в субботу в 14-30. Кроме этого, любой желающий может подняться и на одну из башен, с которой откроется удивительный и незабываемый вид на Париж. Правда, подъем по 387 ступеням на башню обойдется в 8 евро, а дети и подростки до 18 лет смогут взойти на вершину Нотр-Дам де Пари бесплатно.
Интересно и то, что празднования знаменательной даты 850-летия собора начались 12 декабря 2012 года. Торжественные мероприятия будут длиться практически целый год: их планируется завершить 24 ноября 2013 года. Для Собора Парижской Богоматери в честь его юбилея в мастерских были отлиты сразу девять новых колоколов, которые присоединятся к Эммануэлю и Беллю. Кроме этого, в типографиях уже запущена печать специального проспекта для паломников, в котором будет подробно описана история Нотр-Дам де Пари, его легенды и тайны.

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений.
Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола.
Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.
Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно….
Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.
Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции.
Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил.
Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

Консьержери

Это мрачное место было главной тюрьмой страны во времена Французской Революции.
Это здание представляет собой только часть большого Дворца Правосудия. С 1391 по 1914 гг в Консьержери располагалась тюрьма. В 1610 году сюда заточили и пытали убийцу Генриха IV Франсуа Равальяка.
Во времена Французской Революции Консьержери стал самым зловещим зданием страны: через это здание прошло свыше 4 000 узников. Именно в Консьержери была заточена французская королева Мария-Антуанетта, которую содержали в крошечной камере вплоть до ее казни в 1793 году. Сюда же отправилась вскоре аристократка Шарлотта Кодс, которая заколола кинжалом Марата — одного из самых кровавых вождей Французской революции.
В 19 веке Консьержери перестроили, но сохранили не тронутой пыточную камеру 11 века, а также часовая башня 14 века.

Новый мост

В действительности это самый старый мост в Париже, увековеченных в произведениях многих литераторов и художников. Первый камень в основание моста был заложен королем Генрихом III в 1578 году, но открыл мост и дал ему название король Генрих IV в 1607 году.
До его появления остров соединялся с берегами с помощью 4 мостов. Сложно поверить, но в период Средневековья на них стояли дома, размещались торговые лавки. Создавались пробки, перейти на другую сторону было непросто. Предложил возвести дополнительную переправу еще Генрих II, но его сумели отговорить. Вернулись к этому вопросу спустя 20 лет, им занимался Генрих III.
Объявленный в 1577 г. конкурс на создание гениального проекта выиграл известный зодчий Батист Андруе де Серсо. Руководство строительством поручили Гийому Маршану. В последний майский день 1578 г. правитель с супругой заложили в основание фундамента краеугольный камень. В тот день плакало небо теплым летним дождем, скрывая безутешные слезы монарха, скорбящего по погибшему другу, телохранителю Келюсу, погибшему на дуэли от 19-ти нанесенных ран. Заложив в кладку выгравированные королевские гербы, бросив несколько монет на счастье, одетый в траур самодержец удалился. Трагический случай послужил причиной первого названия - мост Плача.
Спустя время властелин, как бы предчувствуя собственную гибель, понимая, что может не увидеть завершенным начатое дело, проехался по незаконченному строению. Предвидение не обмануло. Заканчивал работы Генрих IV, категорически отклонивший идею загромождения 280-ти метровой конструкции, превышавшей шириной (20 м) остальные, лавками и домами, чем вызвал недовольство торговцев, зато появилась возможность, проходя, любоваться красотой речки, живописной местностью. Благодаря собираемой пошлине за перевозку вина родилось смешное прозвище - мост Пьяниц.
Король, мечтая быстрее пересечь реку на лошади, в 1601 г. выставил условие: закончить объект в течение трех лет, лично контролируя выполнение поставленной задачи. Через полтора года его желание осуществилось, стройку закончили досрочно, осталось произвести отделку. Торжественное открытие состоялось в июле 8 числа 1606 г. Брусчатку положили уже в 1624 г.
За новшества, впервые введенные при строительстве (каменные тротуары для пешеходов, отсутствие дополнительных нагромождений), конструкцию, полюбившуюся местному люду, стали величать Пон-Неф. Под товары отвели круглые выступы, а на открытой территории часто показывали трюки бродячие циркачи, назначали свидания влюбленные, проводились деловые встречи, организовывали представления на воде, устраивали фейерверки. Однако, не дремали и воришки, с большой ловкостью занимаясь опустошением карманов зазевавшихся граждан.
Лишь после трагической гибели Генриха IV появилась здесь вылитая из бронзы его конная статуя, первая в столице, установленная овдовевшей королевой уже после смерти мужа, хотя должна была стать украшением при жизни. У нее по-своему интересная судьба, заслуживающая отдельного рассказа.

Скульптура монарха

Заказали ее в Италии скульптору Жану де Булонь, делавшему памятник Козимо Медичи. 75-летний мастер решил воспроизвести подобный шедевр, но скончался, не успев закончить. Его лучшему ученику потребовалось 5 лет на завершение начатой учителем работы. Монумент, весивший 6 т, погрузив на корабль, отправили во Францию. Но в дороге случилась беда: корабль затонул вместе с бронзовым всадником. Через год его подняли со дна морской пучины.
Застывший в бронзе король, оседлавший скакуна, в рыцарских доспехах с жезлом полководца в руке занял предназначенное ему место, когда минуло 4 г. со дня его кончины. 33-летний Франсуа Равальяк, школьный учитель из Ангулема, лишил монарха жизни, нанеся три удара в грудь охотничьим ножом. Казнь его состоялась на Гревской площади. Убийцу, привязанного к четверке лошадей, разорвали животные, отпущенные в разные стороны.
Величественная скульптура, пройдя водное "крещение", продержалась на постаменте до французской революции. Бунтовщики расправились с ней так же, как и с другими символами монархии. Сначала Сена приняла в свои объятия коня, за ним полетело в воду разбитое на куски тело наездника.
Возобновивший монархию Людовик XVIII отдал указ восстановить изваяние. Деньги собирали всем людом. Точная копия была отлита французским скульптором Франсуа Лемо в 1818 г. Однажды, проводя реставрацию, в лошадином корпусе обнаружили коробки, где лежали архивные документы, относящиеся к XVII -XIX векам. Вместе с монетами и экземпляром Вольтера "Генриада" бронзовое чрево содержало "горячий привет", переданный потомкам литейщиком-бонапартистом - небольшую статуэтку Наполеона Бонапарта.
В 2010 г. по случаю 400-летия со дня убийства правителя, сделавшего много хорошего для народа, создали скульптуре подсветку. Теперь, даже ночью, ее хорошо видно издалека. Навеки застывший королевский взгляд обращен на сквер, расположенный рядышком, названный не зря Вер-Галан, означающий слово "повеса" в переводе с французского. Именно таким прозвищем наградили сердцееда-короля за невероятные любовные похождения. Стоит заглянуть туда.

Дом Инвалидов

Будет непростительной ошибкой обойти стороной большущее строение (400х450 м), предназначенное постаревшим, покалеченным, больным военнослужащим. Возвели его по указу самодержца, демонстрирующего королевскую заботу о доблестных воинах. Постройкой приюта занимался с 1671 г. зодчий Либераль Брюан. Вначале рассчитывали на 1500 проживающих, но к 1714 г. заселили более 4 тыс.
Фасад длиной 196 м обращен к реке. Здесь - 15 внутренних дворов. Для ветеранов выстроили в 1679 г. скромную часовенку Сан-Луи де Инвалид, но монарху хотелось иметь еще и личную, считая, видно, унизительным предаваться молитве совместно с калеками. Выполнял заказ архитектор Жюль Ардуэн-Мансар, возведя настоящий храм, устремленный ввысь на 107 м, видимый со всех уголков. Это была последняя работа талантливейшего зодчего, ставшая ему посмертным памятником.
Фасад украшает двойная колоннада, заканчивающаяся монументальным фронтоном. На массивном барабане разместился продолговатый купол, увенчанный гирляндами из золота, усыпанный цветами. Его завершает фонарик из позолоты и шпиль.
Основное здание состоит из главного зала с возвышающимся над ним куполом. С высоты свода взирают на посетителей 4 апостола, между ними - роспись "Св. Людовик, вверяющий свой меч Христу". Несколько проходов ведут в капеллы.
Одну из построек передали Музею армии. Здесь нашли последний приют маршалы, прославившиеся на войне личности, среди которых известный Руже де Лилль, написавший знаменитую "Марсельезу". В капеллах - захоронения членов семьи Бонапарта. В самом начале, справа, спит вечным сном Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона. Напротив него - младший, Жером. Гробница Наполеона находится в склепе под самым куполом. Бренные останки умершего в 1821 г. императора на острове Св. Елены доставили на родную землю через 19 лет, распределив их в 6-ти разных гробах, установили в крипте в огромном саркофаге.
Императорский покой охраняют изваяния12-ти богинь, олицетворяющих победоносные сражения. На мраморных плитах внизу выгравированы золотыми буквами места побед. Надписи окружены венком из лавра. Рядом - усыпальница его сына, наследника "Орленка", скончавшегося в столице Австрии в 1832 г.
Долго к могиле приходили французские граждане отдать поклон священному праху величайшего императора. Но теперь здесь можно наблюдать только туристов. Прав был А. З. Манфред, сказавший: "Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание". Все в этой жизни проходит…

Площадь Дофина

В западной части острова Сите находится еще одна достопримечательность Парижа - площадь Дофина. В наши дни это, наверное, единственный уголок тишины и покоя в центре французской столицы. Площадь Дофина была создана по приказу Генриха IV и в великолепии не уступала площади Вогезов или площади Согласия. На протяжении XVIII века площадь была одним из центров артистической жизни Парижа. Каждый год здесь проходила художественная выставка, в которой принимали участие малоизвестные дебютанты. Благодаря этой выставке признание получили Шарден и Фрагонар.

Часовня Сент-Шапель

На другой стороне острова Сите стоит часовня Сент-Шапель, иначе Святая капелла. Из-за изумительной красоты средневековые паломники стали называть ее «Вратами небес». 15 витражных окон отделяют пространство часовни от окружающего мира. Здание было построено в 1248 году по приказу Людовика IX, который пожелал создать достойную оправу для привезенных им из Византии мощей святых. Король хотел именно в этой часовне поместить Терновый венец Иисуса Христа, который потом все-таки остался в Соборе Парижской Богоматери. Башенки часовни украшены элементами, напоминающими острые шипы терновника. В окно над порталом вставлен один из самых красивых витражей в мире. Восхищают также и другие 86 витражей, созданные в 1485 году и иллюстрирующие Откровение Иоанна Богослова.

Трагическая история одной любви

"Здесь жили Абеляр и Элоиза", - написано на мемориальной доске. История их любви, пережив столетия, превратилась в легенду. Никто не знает, какие встречи нам готовит судьба. Любовь не планируют, однажды она просто случается, врываясь вихрем в нашу жизнь.
38- летний великий философ и богослов, будучи на вершине карьеры, страстно влюбился в юную 16-летнюю Элоизу, племянницу каноника собора Парижской Богоматери Фульбера, которой давал уроки. Ученица ответила пылкой взаимностью. Как писал сам Пьер Абеляр: "Глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным".
Как долго можно скрывать вспыхнувшие чувства? Правильно говорится, что рано или поздно все тайное становится явным. Элоиза ждала ребенка. Пьер увез любимую в Бретань, где она родила сына. Там они тайно обвенчались. Девушка понимала, что невозможно быть одновременно женатым человеком и духовным сановником, принявшим обет безбрачия. Поэтому, вернувшись к дяде в Париж, дабы не испортить карьеру мужу, предпочитала умалчивать о замужестве, выдавая себя любовницей. Фульбер не мог стерпеть позора, свалившегося на его голову, настаивал на свадьбе, на что подопечная отвечала: "Нет места земной морали там, где царствует любовь".
Обезумевший от горя каноник решил отомстить обольстителю. Однажды, ворвавшись с друзьями к нему среди ночи, оскопили несчастного. "Лучше бы они меня убили", - признавался тогда Пьер. Судьба-злодейка разлучила супружескую чету, разбросав в разные стороны. Абеляр оказался в Сен-Денисском аббатстве. 19-летняя женщина удалилась в Аржантейский монастырь, приняв постриг, стала монахиней, потом аббатисой. Но чувства не убьешь за монастырскими стенами, они оказались сильнее молитв и веры: забывались молитвенные слова, перед глазами стоял лишь родной образ, сердце разрывалось на части. Супруги продолжали любить друг друга на расстоянии, ведя до последних дней переписку.
Когда изувеченный физически, истерзанный и убитый душевно Абеляр скончался, жена настояла, чтобы тело доставили к ней в монашескую обитель. Похоронив его, ухаживала за могилкой еще 20 лет, сохраняя верность единственному в мире мужчине, попросив перед смертью похоронить ее в его могиле. Волю исполнили. Говорят, когда ее тело погружали в гробницу, супруг раскрыл ей свои объятия, а может, это сделала она сама… На кладбище Пер-Лашез на их надгробии никогда не вянут цветы.
Грустно расставаться с Парижем. У каждого о нем остается собственное впечатление, все видят разное: "кого-то умиляют виды крыш, а кто-то трубочистов видит в саже". Городом восхищаются, изумляются, безумно в него влюбляются, даже много спорят, но никто не остается к нему безразличным. И это, очевидно, самое главное.

Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна